Максим Казанцев

Перспективы в Present continuous

Предисловие

(Дополнено для furry.ru, Первого, к вящей славе ея.)

Данный текст есть компиляция и доработка статей: "Перспективы ближнего прицела", "Метафёррософия in Present Continuous" и "Метафёррософия. К теории", каковые статьи любопытствующие могут наблюдать в первозданном виде на старом форуме сайта furnet.ru (топик "Всё о Furry/Фёрри: сейчас и потом"). Пользуясь случаем, передаю привет тамошнему народу, в особенности — админу WindFox'у.

Наследовав такую гибридную основу, собственно текст оказался разбит на две части. В первой, теоретической, я задал условные рамки, "правила игры", в которых формулируются смыслы части второй, основной. Личности, не склонные к поискам первооснований, могут пропустить теоретическую часть без ущерба для жизни и здоровья.

I Теория: Метафёррософия

Вводя здесь термин "метафёррософия", я считаю необходимым пояснить этот неологизм: помимо того, что он сам по себе может представлять некоторое затруднение своей небрежностью, это позволит плавно перейти к собственному содержанию текста.

Точкой отсчёта уместно сделать понятие фёррософии. Под таковой я подразумеваю процесс познавательной деятельности, идущей из фёрросферы и направленной на неё же. Т.о. здесь я определяю "софию" — "мудрость" — как процесс активного познания (парадигмально определяемого — см. ниже). При всей семантической спорности, другой возможный термин — "наука/научение" — здесь представляется мне менее уместным, так что — да будет так. Квант фёррософии — познавательный акт, субъект которого по определению принадлежит к фёррдому (далее везде — "фёррдомец"). Это ни в коем случае не означает, что единственные достойные называться фёррософскими познавательные акты обязаны исходить от стопроцентного фёррдомца. Вернее говорить, что каждый отдельно взятый познавательный акт является фёррософским в той мере, в которой его субъект и объект относятся к фёрросфере. Гносеологическое содержание при этом облечено в формы, названные здесь познавательными парадигмами: это познание научное, философское, религиозное и эстетическое.

Познавательный акт активен с позиции практического, чем отличен как от акта восприятия, активного аналитически, так и от чисто рефлективного акта, от которого происходит. Другими словами, я определяю здесь познавательный акт, как акт практической рефлексии. Т.о. формально он тождественен творческому, креативному; отличие в том, что познавательный акт лишён могущей подразумеваться (в рамках акта творческого) нацеленности на результат. Можно сказать, что в чистом виде он необходимо креативен по природе, но не креатоцентричен; имея это виду, получаем, что акт создания чего-либо — есть частный случай акта познания. При этом (!)прагматически(!) познавательный акт (!)уже(!) можно понимать, как спонтанно смыслосозидающую деятельность. (Де-факто любая определяющая деятельность, замкнутая на фёрросфере, есть необходимо фёррософская деятельность. Или, опять же, любая замкнутая на фёрросфере деятельность является определяющей настолько, насколько она есть фёррософская деятельность.)

Итак, фёррософия есть процесс активного парадигмально определённого познания, исходящий из фёрросферы и замкнутый на неё же. При этом желательно ввести понятия "надфёррософского" и "околофёррософского", понимая под первым познавательный процесс, направленный на фёрросферу извне, а под вторым — из фёрросферы вовне. Всякий же познавательный процесс, не относящийся к вышеперечисленным является "внефёррософским".

К непосредственному определению метафёррософии. Таковой закономерно называть проведение познавательного процесса, имеющего предметом не фёрросферу, но сферу фёррософского. При этом специфика метафёррософии состоит в том, что она возможна единственно в русле философской парадигмы. Это обусловлено требованием надпарадигмальности, неизбежно необходимой и необходимо философской. Но следует понимать, что философская парадигма не исчерпывается фёррософскими её проявлениями. Принимая во внимание области над- и околофёррософского, сама метафёррософия необходимо является околофёррософской, таким образом — по определению — выходя за рамки фёррософских построений, в т.ч. и в философских их формах. Но не занимает она также и принципиально исключительного места. Из всех возможных разделов философии фёрросферы, находясь в ряду не тех, что являются фёррософскими, но тех, что являются околофёррософскими, метафёррософию интересует гносеологическое отношения фёрросферы и мира друг к другу. Множество прочих областей возможного философского исследования ею не затрагиваются.

Отступление

Любопытно, что постановка вопроса по образу третьего абзаца, как мне кажется, незапланированно намекает на причины высокой познавательной ценности научного подхода как такового. При этом меня обуревает подозрение, что сие есть неизбежность любого логически последовательного рассуждения, произведённого из реальных оснований, поскольку само научное познание есть по сути ничто иное, как логически последовательное рассуждение, произведённое из реальных оснований.

II Практика: Перспективы "ближнего прицела".

Не претендуя на всеобъемлющее моделирование вероятных состояний фёрросферы, я ограничиваюсь текстом "ближнего прицела", "в рамках Present Continuous", то есть существующего положения вещей и непосредственно просматривающихся перспектив.

При внимательном рассмотрении бытующих в фёрросфере доминантных направлений рефлексии, можно выделить три основные её, неизбежно взаимосвязанные и взаимовлияющие, области. Это области:

а) практической реализации;
б) психологической интерпретации;
в) социальной классификации.

Область практической реализации включает в себя проблематику, относящуюся к появлению фёрра как такового, фёрра реального, биологического, весомого-грубого-зримого (далее везде — "фёрр"), будь то творение "с чистого листа", либо биотрансформационные переходы. Область "психологической интерпретации" охватывает материи, относящиеся к внутреннему миру субъекта фёрр-сообщества, в том числе и широко дискутируемые вопросы этического и психопатологического содержания. Область "социальной классификации", наиболее, пожалуй, прояснённая, и в основных чертах уже вышедшая из конструктивной рефлексии (по крайней мере — к западу от Атлантики), образуется описаниями разновидностей фёррдомцев и поисками места фёррдома в контексте общечеловеческого сообщества, то есть, другими словами, являет собой область самоидентификации фёррдома и фёррдомцев. При всей условности и набросочности данного разделения, оно даёт базовое представление об областях применения актов познания в рамках фёрросферы, и именно эта точка зрения, а не краткий обзор всего, что к этих рамках находится, представляется мне конструктивным, исходя из заявленной темы.

Что возможно сказать об осуществлении научной парадигмы познания применительно к указанным областям рефлексии? Легко заметить, что при универсальности научного подхода, единственно плодотворной поддающейся областью на настоящий момент является самая неинтересная, социологическая; принципиальная возможность осветить фёррдом с этой позиции не означает, что такое освещение будет иметь место. За вседовлеющей гуманитаризированностью фёрросферы фёррдомцам чужда социология, как и вообще любая наука вообще. Социологам же в свою очередь чужд фёррдом за его малой известностью и ещё меньшей интересностью как объект изучения. Иные непосредственно относящиеся к фёрросфере области научного знания, биоконструирование в образе генетика и психология, пока не привели к технологиям, способным повлиять на научную тенденцию фёррософии.

Современное состояние генетики делает обоснованными утверждения о "теоретичности" всякой фёрр-ориентированной деятельности, но нетрудно предположить, что успехи генетики уже очень скоро — возможно, в ближайшие двадцать лет — сделают возможными технические воплощения самых фантастических биологических объектов; лично я постараюсь как-нибудь эти годы протянуть: очень интересно узнать, как Большой Фёррдом прореагирует на открывающееся пространство возможностей. Может быть, и совершенно никак, что самое интересное. Не только по уже упомянутой гуманитаристичности, но и по инерции "теоретичностной" привычки. Кстати, в связи с появлением фёрра возможно также упомянуть мифологические конструкции. Это относительно широкая область рефлективных тенденций, она затрагивает такие современные мифы, как магические технологии, прилёты инопланетян, путешествия сквозь измерения и прочее в этом духе. Хотя в подавляющей своей части эти материи представлены предметами искуcств, можно смело предполагать и неизбежное наличие некоторого количества фёррдомцев, принимающих их всерьёз, особенно применительно к проблематике "ореаливания" фёрра. Здесь заканчиваю абзац, причины безграничности человеческого невежества лежат далеко от тем данного текста.

Очень любопытным образом обстоят дела с состоянием психологических наук. Несмотря на видимость сохранения статус-кво, мы живём в чрезвычайно любопытное с этой точки зрения время. Успехи отечественной и зарубежной психофизиологической науки 80-ых и 90-ых годов исподволь готовят почву для совершенно новой эпохи психологических открытий, вызревает "торжественная смычка", точнее даже "короткое замыкание" психофизиологических построений и "традиционной" психологии. При видимости непоколебимости существующего положения вещей — психофизиологи изучают себе корреляты психологических процессов, "традиционные" же психологи всё также воздвигают свои ажурные замки на зыбкой философской почве, — в стане психофизиологических и смежных дисциплин происходит напряжённая работа теоретической мысли, ещё в самом сердце XX-ого века отведавшей то, что мне представляется третьим после логики и математики великим даром философии науке; я говорю о кибернетике. К сожалению, ввиду масштаба проблемы, пока невозможно указать ориентировочные сроки существенных сдвигов в данной области. Но можно утверждать, что успешное рождение новой психологии откроет перспективы не только прояснения чисто человеческих душевных моментов, таких как "доля зверя в каждом из нас", но и подлинно конструкторского подхода к созданию разумного существа, что, в соединении с генетикой, приведёт всю эту тему к высотам уже совершенно труднопрогнозируемым.

Философия. Самоочевидно, полагаю, что ничто не мешает фёрросфере быть предметом философского разбирательства: по той простой причине, что тем, закрытых для такового разбирательства, в принципе не существует. Другое дело, что если психология и генетика ещё как-то влияют на пространство понятий фёрросферы, то философия, что не менее самоочевидно, на текущем историческом этапе находится в позиции Ленина: существует, но не дышит. То и дело даже крупными специалистами озвучивается мнение, что философия ныне возможна только как история философии. Понятно, что в таких условиях сколь-либо серьёзный подход к философскому осмыслению какой бы то ни было области фёрросферы совершенно нереален, к этому не видно никаких предпосылок.

(Говоря это, я надеюсь, что драгоценный мой читатель способен самостоятельно вообразить себе то, что могло бы быть действительно серьёзным подходом, благодаря чему означенный драгоценный мой читатель не спешит умиляться данным предложенным ему текстом, понимая, что текст этот есть лишь младенческое пускание слюнных пузырей, карандашные каракули на задней стороне обложки сборника Николо Аббаньяно.)

Вот к чему по нынешним временам предпосылки просматриваются, так это к зарождению какого-нибудь фёррского религиозного культа. Причём я говорю здесь не о бесчисленных фэнских "Церквях Симбы" и не о разделении фёррдомцами внешних по отношению к фёррдому религиозных концепций, будь то католичество или буддизм, ведь если первые вообще не являются религиозными культами в собственном смысле, а чем-то наподобие клуба по интересам, как калифорнийские культы сёрф-доски, то вторые в свою очередь совершенно никак не соотносятся с содержанием феномена фёрр-культуры, и это не исправить выработкой какой-либо "позиции Церкви по вопросу"; но также я не говорю и об обязательности возникновения нового культа "с нуля", без какой бы то ни было религиозно-догматической базы, и хотя такое появление "deus ex machina" — у Истории, по выражению Станислава Лема, склонность к сюжетной бесвкусице, — тоже может призойти, "мутация" какого-либо из существующих религиозных течений, приобрётшего достаточно сторонников в фёррдоме, в сторону религиозных потребностей этой паствы представляется более вероятной, особенно при благоприятном стечении обстоятельств.

Вполне возможно представить себе, как какой-нибудь "мохнатый" верующий неожиданно для себя обнаружит где-нибудь в Библии какую-нибудь фразу, могущую быть истолкованной в специфически фёррском духе; а Библия, доложу я вам, это такая штука, что многозначительностей там можно накопать на любое истолкование. Он делится своим открытием с тусовкой, начинается обсуждение, и не успеешь чихнуть, как по всей Северной Америке — а я беру для примера их из-за большой распространённости у них как христианских верующих, так и христианских верований — начинают вырастать Церкви Мохнатого Христа. Здесь желателен ещё один элемент — наличие пастора-фёррдомца с соответствующей паствой, который, провозгласив новую веру, объявит об отпадении своей церкви от прошлой конфессии. Хотя возможен и вариант с мессиански настроенным одиночкой.

Конечно, поначалу неизбежны какие-нибудь догматические разногласия, но пара соборов это дело выправит, причём, скорее всего, с сохранением самобытных обрядов у каждой тусовки-общины. Но это ещё не значит, что всё будет тихо-мирно, никак нет-с! Конечно, из-за догматических разногласий ничего серьёзного не случится — когда хоть что-либо серьёзное случалось из-за догматических разногласий?! — но вот представим такой случай. Представители развесёлой калифорнийской фёрр-тусовки числом двое — лев и зебра, например — случайно встречаются где-нибудь на суровой орегонщине. Завязывается роман, проходит время. Молодые прибывают в местную фёррскую церковь, просят их обвенчать. Они в курсе, что это, в отличие от их калифорнийской, очень консервативная церковь. Они согласны, чтобы на месте символа веры висела не репродукция от XianJaguar, а банальный деревянный крест. Они согласны, чтобы церемония прошла не в fursuit'ах, а в обычной одежде. Они согласны, чтобы перед тем, как спросить согласия на брак, пастор читал им не "10 причин, по которым сёрфинг лучше секса", а стандартный текст. Они согласны, чтобы звучал не "Can You Feel The Love Tonight" в диско-обработке, а Тот Самый Мендельсон. Они даже согласны на время церемонии воздержаться от курения травки! Но — им всё равно отказывают. Дело, оказывается, в том, что местная фёррелигиозная община не одобряет однополых браков. Понятно, что означенная пара, даже вернувшись на милые сердцу пляжи, будет очень обижена порядками на севере. А постольку, поскольку в одной тусовке фёрр фёрру глаз не выклюет, пол-Калифорнии вскоре окажется обижена вместе с ними. А это, господа-товарищи львы, не какие-нибудь там разногласия по поводу того, мохнат ли Сам Бог-Отец, это дело серьёзное! Тут-то всё и начнётся. Не пройдёт и полугода, как термин "holy war" приобретёт куда более буквальное значение, причём самое интересное то, что обе стороны будут неистово отстаивать что-нибудь навроде своего понимания оттенка шерсти апостола Фомы, про непосредственную же причину никто и не вспомнит.

Но я отвлёкся. Это всё, конечно, очень весело, но закономерно задаться вопросом, каковы всё-таки те предпосылки, что теоретически способны инициировать пробуждение в фёррдоме специфически собственного религиозного чувства? Мне представляется, что свою роль способны сыграть и "великофёррские" настроения, и общемировой всплеск религиозного мракобесия, и, как я уже отметил, существующие в фёррской среде конфессиональные представительства, и "тусовочная" — "соборная"(?) — составляющая фёррского сознания, и тот исторический момент, когда, как я тоже уже упоминал, самоопределение фёррского сообщества в общих чертах состоялось. Конечно, у народа есть затруднения по вопросу "Что есть фёрри?", но для данного случая вполне достаточно того, что известно, что есть фёррдом. И хотя каждое из вышеперечисленного само по себе не может "сдетонировать", даже всё это вместе не гарантирует появления чисто фёррского религиозного движения, тем не менее такая вероятность кажется мне тем более существенной, что, как и всякий культ, такое верование способно дать верующему именно то, в чём он нуждается. В данном случае это будут метафизические разрешения как всех затруднений, связанных с областью "психологической интерпретации", так и, возможно, обещания лучшей грядущей жизни в соответственном обличьи.

Правда, на настоящий момент ничего такого не наблюдается: упомянутые "Церкви Симбы" и отдельные высокорелигиозные личности пока не составили "критической массы". Это представляется мне следствием как результата самоопределения фёррдома именно как "дома", как фанатской группировки, что замыкается на поминавшуюся гуманитаризованность фёрросферы, так и относительно низкой — или, возможно, недостаточно высокой — работе "лайфстайлеров" по трансляции своих смыслов. Последнее затруднено как минимум тремя обстоятельствами. Во-первых, её в целом неосознаваемый характер. Во-вторых, невысокая численность фёррдома вообще и, как следствие, процента "лайфстайлеров" в частности. В-третьих, являющееся непосредственным следствием состоявшегося "фэндомного" самоопределения фёррдома практически полное отсутствие в фёрросфере собственных идей и понятий, пригодных для развёртки логически высокоорганизованных построений, что также способствует и закреплению такой работы в неорганизованной форме. Таким образом, хотя многое в существующем положении вещей делает возможным появление чисто фёррского религиозного движения, для проявления такового необходимо в первую очередь сильное смещение самоопределения фёррдома с позиции "фэндома", скорых предпосылок к чему всё же не наблюдается.

Итог, совмещённый с обращением внимания на последнюю, эстетическую, познавательную парадигму, напрашивается сам. На фоне "теоретичности" научного подхода, полного отсутствия философского и едва намеченного религиозного, художественная жизнь бьёт ключём. Рисунки и комиксы, MUCK'и и сеттинги, веб-телешоу, истории, музыка... Пришельцы, биоконструкты, альтернативные и фэнтезийные расы; мальчайшие аспекты сексуального и деструктивного, FurryPeace, Burned Furs, эсхатологические экзерсисы Хопкинса (http://www.jack.keenspace.com); зарисовки с фёррконов, ролевая активность, арттрэйды... Обильно унавоженное поле искусств то и дело приносит урожаи, закономерные тем, что немногочисленная в общем-то глобальная фёрр-тусовка за неимением отчётливых альтернатив целиком сосредоточена именно на художественной деятельности. Это тем более закономерно, покуда ещё сильны у "флагманов" фёррдома условные рефлексы сверхраннего периода, когда каждый новый фёрр-артист неприменно становился событием (говорю, опять-таки, в основном за "оплот фёрр-движения" — Объединённые Государства ака Лос Юнидос Эстадос — с сателлитами; в прочих частях света таковое положение вещей может сохраниться ещё весьма надолго), тем более, что с неё-то (с художественной деятельности) всё и начиналось.

Отступление

Имея в виду вещи, затронутые в двух последних абзацах, необходимо признать, что Большой Фёррдом находится в младенческом состоянии. Распространённое применение термина "субкультура" не подразумевает, что все свойства фёррдома как субкультуры имеют место быть. Наоборот, подавляющее их большинство едва намечено. Однако возможно представить, что если фёррдом выживет, то в процессе своего онтогенеза (органического развития) действительно перестанет быть в собственных глазах "просто" фэндомом. Именно эта перспектива единственно делает возможным перерастание фёррдома в полноценную субкультуру. Онтогенез фёрросферы, однако, не есть предмет метафёррософии.

Послесловие

Напоследок ещё раз подчеркну то обстоятельство, что рассматривал здесь прежде всего перспективы аффектаций фёрросферы через применение соответствующих познавательных парадигм и самую таких перспектив вероятность, но никак не означенные парадигмы во всей их сложности; надеюсь этим развеять возможные подозрения, будто бы я свожу научное познание к техническим приёмам, или религиозное — к организации культов: ни в коем случае, но таково выбранное приближение.

04.XI.2002 — 06.XI.2002, г. Нижневартовск, Макс Казанцев-Сибиряк.

(c) Максим Казанцев - 2002

< Назад

 
Авторизация
QuickFox приветствует Вас. Пожалуйста, авторизируйтесь:
Логин:
Пароль:
Фурри радио
канал "Радио Леопард"
mp3 [ 192 | 128 ] kbps




фурри, furry, сайт фурри
фурри, furry, сайт фурри
фурри, furry, сайт фурри
фурри, furry, сайт фурри
фурри, furry, сайт фурри

фурри, furry, сайт фурри

По всем вопросам касательно размещения баннеров на сайте обращаться к администрации.
[Наши баннеры]
Администрация:
Foxel, AFFox.
QuickFox
Powered by
QuickFox 2
© Foxel aka LION
2006 - 2009