Максим Казанцев

Идея Фёрра, её производные и происхождение. Тезисы

Предисловие

С особым чувством предлагаю этот текст постоянным посетителям furry.ru. Как первый в своём роде, сайт этот всегда будет занимать особое место в отечественном секторе фёрри-движения. Хотя "Идея фёрра..." сама по себе и написана гораздо позднее, чем предыдущаая статья, я рекомендую читать её перед "Перспективами...", поскольку сами тезисы высказывались ранее и служили основой для эссе.

Прошёл уже почти год с тех пор, как нижеприведённые положения были представлены и развиты в старом форуме furnet.ru; поскольку же ныне отсылать туда — всё равно, что в археологическую экспедицию, предполагаю изложить некоторые основания своего видения первичных смыслов фёрросферы в отдельном тексте; к чему и приступаю, благо с тех пор многое видится отчётливее и стройнее.

Положение 1

Три вещи как правило имеются в виду, когда бы не появлялось слово "фёрри"; три вещи, которые насущно необходимо разделить с самого начала. Иногда говорят "фёрри", понимая фэндом, или культуру вообще. В других случаях так обозначают людей, составляющих этот фэндом. Наконец, чаще всего "фёрри" — это само абстрактное существо, разумная форма жизни, известная в бесчисленных вариациях всякому, соприкоснувшемуся с фёрросферой.

Положение 2

Она, эта абстрактная форма жизни, в основе своей — не личность и не общность, она — идея.

Положение 3

И она — то, что делает фёррдом фёррдомом; то уникальное, вокруг чего строится уникальность фёрр-культуры. Ни фэны, ни "пушистые" Души, ни ролевики; ни рисование, ни отыгрыш; ни связующая роль Интернет; — нет никого и ничего в фёрросфере, чего не было бы в тех или иных других культурных сферах человечества, кроме одного: идеи фёрра. Потому идея эта — точка отсчёта и центр фёрросферы.

Положение 4

Слово "идея" здесь удобно понимать околоплатоновски — а-ля "универсалию" Расселла — в полной абстрагированности от конкретных черт. Морфема? Цвет шкуры, форма лап? Меч ли наперевес, или бластер? Варианты! Версии и атрибуты; воплощения идеи. Или, если угодно, воплощающие её.

Положение 5

Она — обобщённый образ, "фёрр вообще", набор стереотипов. Черты эти легко назовёт каждый: мохнатый-хвостатый разумный звероподобный гуманоид: две руки, две ноги, голова с ушами. Воплощённый стереотип. Классический образец.

Положение 6

Фёрр классический есть идея, или идея — это классический образ? Никакой разницы, полные синонимы. Потому и вопрос о том, где же находится эта идея, можно оставить онтологам. Мир ли идей, коллективное ли бессознательное, персональная ли память? Не важно! В какой бы форме не существовала идея фёрра, она есть то, что она есть: существущая в фёрросфере, воздействующая на людей. Или — воплощаяся в ней через них? Суть одно!

Положение 7

Имея основанием идею-образец, пространство фёрр-образов по всей очевидности формируется образчиками конкретными. Его составляют изобретённые фёррдомцами персонажи, обладающие уникальным набором персональных характеристик.

Положение 8

При этом идея фёрра — точка отсчёта, но не область фёрра классического. Она, собственно говоря, и невозможна в своей абсолютности, ибо в ней — недостаточна. Чистая идея, получая воплощение в персонаже, обрастает подробностями: характером, миром, отношениями... Всякая подробность выходит за пределы абстрактной идеи, без этого нет её воплощения, а значит — и самой идеи. По крайней мере, её нет для человека.

Положение 9

История фёрросферы — это история среды творчески активной, с возрастающим "населением". И естественно, что разнообразие активных творческих позиций не только варьирует стереотип, но и ломает его.

Положение 10

"Право гражданства" обрели морфемы хладнокровные и морские, четвероногие, фёрро- и кентавры, драконы, грифоны, верволки и прочие вер-, et cetera. Причём эти вариации появляются двумя путями. Изнутри: фёрр-ящеры, -дельфины, -тавры, четвероногие-"квадроподы"; и извне: кентавры, драконы, грифоны, оборотни. Вторые при этом как правило имеют собственные фэндом-сообщества, что порождает вопрос: уместно ли вообще их причисление к фёррдому?

Положение 11

Дать ответ на него возможно, решив более общую задачу: каким образом в фёрросфере существуют неклассические морфемы? Иначе говоря, почему неклассические морфемы остаются в рамках фёрросферы?

Положение 12

А остаются они в ней благодаря своей к ней относительности. Вернее — к идее фёрра. Всякий конкретный фёрр-персонаж относителен по отношению к идее фёрра. Каламбур, но он работает. Каждый фёррдомец, имея идею фёрра, может соотнести с ней конкретного персонажа; в этом сравнении персонаж "привязывается" к идее той или иной степенью соответствия.

Положение 13

Собственно, "иметь идею" в практическрм смысле и означает здесь знать предмет достаточно хорошо, чтобы быть способным произвести такое соотнесение; потому нет фёрр-арта вне фёррдома.

Дополнение 13.1

На примере: некий писатель придумывает своих фёрроподобных персонажей независимо; с идеей фёрра эти персонажи сравниваются фёррдомцами, и только через них обретают принадлежность к фёрросфере.

Дополнение 13.2

Так и "Чёрный квадрат" Малевича имеет собственную смысловую ценность лишь до тех пор, пока мы имеем идею классической живописи, пока мы помним стереотипы пейзажей, портретов и натюрмортов. Немногое связывает "Чёрный квадрат" с живописью, — холст, краски, факт автортва художником — но этого достаточно, чтобы сказать, что эта картина принадлежит живописи и оценивать её с этой точки зрения; при одном только критическом условии: что эта живопись существует в некоем своём классическом виде, с которым можно соотнести "Чёрный квадрат".

Дополнение 13.3

Помянутый же для примера писатель может и знать о существовании фёррдома в достаточной мере, чтобы позаимствовать идею персонажей своей книги, но без углублённого знания фёррдома, без владения идеей фёрра такие персонажи останутся в контексте авторского жанра.

Положение 14

Собственно говоря, любой предмет, чтобы быть признанным относящимся к фёрр-культуре, необходимо должен быть воспринят и оценен представителем фёррдома, как любая информация очевидно бессмысленна, если её некому осмыслить. Преимущество деятелей фёрр-искусств по сравнению с прочими как раз и состоит в том, что как представители фёррдома они обладают способностью соотнести свои работы с идеей фёрра непосредственно в процессе работы.

Положение 15

Итак, вариации "изнутри" существуют в соотнесении с точкой отсчёта — идеей фёрра. С вариациями "извне" дело обстоит в принципе сходным образом, но в глаза бросается факт наличия отдельных фэндомов, что требует заострить внимание в их направлении.

Положение 16

Неверно представлять себе фёррдом чем-то отдельным, уникальным и единственным. Уникален его предмет, но не фэндом — сообщество.

Положение 17

Описывая ситуацию человека и двух фэндомов, можно выделить четыре "состояния принадлежности". Он может не принадлежать ни к одному из них. Он может полностью принадлежать только одному фэндому, иметь только его идею; также он может принадлежать только другому. Применительно к фёррдому, такой фёррдомец остаётся фёрром, даже отыгрывая дракона, или грифона. Применительно, скажем, к фэнтези-ролёвкам, "эльф" остаётся эльфом, даже отыгрывая Локхадровского "парда". Наконец, человек может иметь обе идеи с той или иной интенсивностью разделения (их, идей, им, человеком). И тогда никто, включая его самого, не сможет однозначно указать, к какому именно фэндому он относится: ко обоим! Итак, ответ на сформулированный в пункте девятом вопрос может звучать так: "Да, такое отнесение уместно; степень же его индивидуальна."

Дополнение 17.1

Представьте себе фэндом, как газовый гигант, наподобие Юпитера или Сатурна, подвешенный в пустом пространстве. Состоящий из молекул вещества — фэндомцов, он обладает притяжением, как бы сосредоточенным в математической точке — центре массы. Эта в реальности не существующая точка — идея предмета фанатствования. Вокруг центра небольшое твёрдое ядро ("хардкор") — классика. Между ядром и вакуумом — переходные формы, молекулы в состояних сжиженном и газообразном. Молекулы тоже бывают разной массы — одни фэны поактивнее, другие — гелий, газ лёгкий и инертный; и фэн поактивнее добавляет массы больше, чем толпа иных. За вакуумом — иные гиганты, со своими центрами притяжения. Чем ближе фэндомы друг к другу, тем более они друг на друга воздействуют, тем больше у них общих частиц, вращающихся не вокруг одного гиганта, а описывающих замысловатые восьмёрки.

Дополнение 17.2

Аналогия эта, впрочем, очень несовершенна. Ньютоновская механика здесь не работает. Так, фэндомы не обязаны взаимно притягиваться до полного слияния — наоборот, то и дело они могут дать жизнь дочерним фэндомам. И частицы вещества наделены большой свободой и могут по велению Души мигрировать через всю галактику. Словом, при всей наглядности, — не верь глазам своим.

Положение 18

Способность соотносить вещи с идеей фэндома требует познавательной активности, упражнений, расхода сил и времени. И всякая ситуация вхождения, или ухода человека в/из фэндома может быть описана, как отказ человека от соответствующей идеи, способности соотносить вещи с ней; отказ от соответствующей познавательной практики. Человек способен к участию в нескольких фэндомах, но лишь постольку, поскольку хватает его познавательной активности. Потому ситуация участия человека в более, чем двух фэндомах чрезвычайно редка. Причина та же, по которой человеку, поглощённому любимым делом не до остального мира: на всё не хватает.

Положение 19

Ещё один предмет хотелось бы затронуть, а именно — происхождение идеи фёрра. Описывавшаяся выше как данность, она, однако, имеет своё недавнее начало; если не как начало существования через сочетание других идей, что, по мнению некоторых философов, невозможно для них, вечных и неизменных, то как проявление её, идеи фёрра, для человеков через выявление других идей.

Положение 20

Помимо всего прочего, описание становления идеи фёрра помогает лучше усвоить её специфику. Описание положения вещей как оно есть даёт лишь одну сторону описываемого явления, описание процесса — множество таких сторон.

Положение 21

Принято полагать, что в начале были мульты. И у мультов были фэны, и о мультах был фэндом. Фэндомы — по штуке на фильм/сериал. Это просто констатация того исторического факта, что фёрры произошли от мультов, с чем спорить нет никакой возможности. Многими, исходя из вышеизложенного, принято также считать, что фёррдом и сводится к одному большому мульт-фэндому. Вот с этим уже нельзя согласиться, поскольку такое упрощение неадекватно положению вещей.

Положение 22

Если пристально рассмотреть идею фёрра, стереотипный образ фёрри-персонажа, в сравнении с идеей мульта, стереотипным же образом мульт-персонажа, то выяснится ряд показательных различий.

Дополнение 22.1

Мульт не обязан быть определённой формы, он волен быть и человеко-, и звереподобным, и занимать ту промежуточную область, которой ограничен фёрр классический. Последний более конкретен, он, перефразируя Ницше, — "канат, протянутый между зверем и человеком".

Дополнение 22.2

В свою очередь стереотипный фёрр не столь ограничен в репрезентативной технике. Изображение его может быть и гротескным, и фотореалистичным; до того, что, в отличие от мульта, его возможно представить через описание словами.

Дополнение 22.3

Наконец, фёрр по умолчанию существует в условиях реального мира, подчиняется его законам: спит, жрёт и пьёт, ходит в кустики, и т.д., и т.п. В соответствующих случаях — однозначно издыхает. Мульту нипочём любые фортепиано с любой высоты.

Дополнение 22.4

Соответственно, нормальному фёрру свойственна и нормальная логике; для мульта она, мягко говоря, опциональна.

Положение 23

Таким образом, происхождение идеи фёрра от идеи мульта можно описать, как переход к взрослому мироощущению, результат перенесения мульт-персонажа на почву реальности.

Дополнение 23.1

Здесь можно поинтересоваться, почему при этом переходе в фёрры засчитывается только та часть персонажей, что находится между зверем и человеком? Ответ в том, что только она не находит коррелятов в реальном мире: и просто люди, и просто звери в нём уже есть. Лишь фёрр остаётся фигурой абстрактной, отвлечённой от повседневных реалий; чем, кстати, и навевает память об абстрактности мультов.

Положение 24

Всё это, конечно, не означает, что любой фанат мультиков обязан переродиться в фаната фёрри; это не означает и того, что без обожания мультов нельзя перейти в фёррдом. Единожды появившись, фёррдом становится самостоятельной величиной; но для этого надо было появиться идее фёрра, что и случилось описанным образом.

Положение 25

Другое дело, что появление этой идеи всё ещё не означает возникновение её фэндома. Сама по себе она в неявной форме созревает у каждого любителя мультов, то и дело прорываясь в разных сферах человеческой деятельности, но только при определяющем посредстве Интернет идея фёрра была вербализована и воплощена в фёрросфере.

Положение 26

Определяющим Интернет явился по той причине, что им интенсифицируется процесс возникновения "групп по интересам". Сам факт возникновения именно в Сети повлиял на очень и очень многое в фёррдоме, что излишне перечислять, но и оставил место оффлайновой деятельности, что закономерно.

Положение 27

Есть склонные отслеживать истоки фёрри в древнейших временах: "...вот ещё в Древнем Вавилоне..."; сие малоосмысленно и бесперспективно: нет ничего, что с тех пор не влияло бы на всё человечество и нет ничего, что тогда детерминировало бы появление фёрри-движения.

Положение 28

Есть также склонные смешивать с фёрри собственную "пушистую Душу"; сие неправомочно запутывает вопрос, поскольку некие отдельные свойства чьей-либо Души никак не кореллируют с реалиями, в которых живёт фэндом. Ничего нет необычного, что эти личности чувствуют глубокое сродство с теми или иными качествами, понимаемыми ими в фёрре; но и качества эти не есть прерогатива последних.

Положение 29

Есть те, кто по недомыслию полагает, что "каждый должен решать сам"; сие есть заблуждение: имеет место быть фэндом, фэндома без предмета фанатствования не бывает; а значит, каждый решает одно: присоединяться к фэндому, или нет. В такое заблуждение склонны впадать не нашедшие удовлетворительных критериев и объяснений; прочтя всё вышеизложенное да обретут твердь под ногами.

Положение 30

Наконец, возможно, что многое здесь переврано и недомыслено: сие значит, что нужно искать лучшего объяснения, но не значит, что объяснение невозможно.


Писано Максом Казанцевым-Сибиряком с пятого по седьмое января две тысячи третьего года нашей эры в западносибирском городе Нижневартовске и глубоком оффлайне.

(c) Максим Казанцев - 2003

< Назад
 
Авторизация
QuickFox приветствует Вас. Пожалуйста, авторизируйтесь:
Логин:
Пароль:
Фурри радио
канал "Радио Леопард"
mp3 [ 192 | 128 ] kbps




фурри, furry, сайт фурри
фурри, furry, сайт фурри
фурри, furry, сайт фурри

фурри, furry, сайт фурри

По всем вопросам касательно размещения баннеров на сайте обращаться к администрации.
[Наши баннеры]
Администрация:
Foxel, AFFox.
QuickFox
Powered by
QuickFox 2
© Foxel aka LION
2006 - 2009